Ведомственный контроль

Типовые замечания и нарушения трудового законодательства

и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленные в ходе ведомственного контроля

 

По результатам проведённых мероприятий по ведомственному контролю по ряду организаций выявлены следующие типовые замечания и нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Ульяновской области:

По направлению «Оплата и нормирование труда»:

  • оплата отпуска работодателем производилась по истечению трёхдневного срока до его начала, заработная плата работникам, работающим по внешнему совместительству выплачивалась реже, чем каждые полмесяца; заработная плата работникам выплачивалась с нарушением сроков (статья 136 Трудовой кодекс  Российской Федерации ( далее - ТК РФ);
  • работодатель несвоевременно производил окончательный расчет уволенным работникам, то есть не в день прекращения трудового договора или (если работник в день увольнения не работал) не позднее следующего дня после предъявления уволенным работникам требования о расчете (абзац четвертый статьи 84, абзац первый статьи 127, статья 140 ТК РФ);
  • работодатель не производил оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере (статья 147 ТК РФ);
  • работодателем не производилась  денежная компенсация работникам за задержку выплаты заработной платы (абзац первый статьи 236 ТК РФ ).

По направлению  «Охрана труда»:

  • у работодателя отсутствовала утверждённая программа вводного инструктажа по охране труда, работодателем не производился  вводный инструктаж до начала самостоятельной работы для вновь принятых работников (абзац второй пункта 2.1.2  постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее – постановления Минтруда России №1/29);
  • у работодателя отсутствовала утверждённая программа первичного инструктажа по охране труда, работодателем не проводился первичный инструктаж до начала самостоятельной работы для вновь принятых работников, у работодателя отсутствовал перечень профессий и должностей работников, освобождённых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (абзац второй, абзац пятый и абзац шестой пункта 2.1.4 постановления Минтруда России №1/29);
  • работодателем не устанавливались конкретные сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников (абзац второй пункта 2.1.8 постановления Минтруда России №1/29);
  • у работодателя отсутствовали  протоколы проверки  знаний требований охраны труда руководителей и специалистов (оформленных комиссией работодателя или обучающей аккредитованной в соответствующем порядке организацией) (пункт 3.6 постановления Минтруда России №1/29);
  • работодателем не проводился повторный инструктаж на рабочем месте работникам, принятым в 2021 году (пункт 2.1.5 постановления Минтруда России №1/29);
  • с лицами, принимаемыми на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на работы, связанные с движением транспорта, работодателем не проводился обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр при приёме на работу (абзац первый статьи 220 ТК РФ).

        По направлению «Трудовой договор»:

  • трудовые договоры с работниками не содержали информацию об условиях труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда, включая информацию об оптимальных и допустимых условиях труда; в трудовых договорах работников отсутствовала информация о месте заключения трудового договора (абзац шестой и абзац пятнадцатый статьи 57 ТК РФ);
  • получение работником экземпляра трудового договора не подтверждались  подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя (абзац первый статьи 67 ТК РФ);
  • приём работника на работу не оформлялся трудовым договором, содержание приказов о приёме на работу не соответствовал условиям заключённых трудовых договоров (абзац первый статьи 68 ТК РФ);
  • у работодателя отсутствовали письменные заявления работников об увольнении по собственному желанию (абзац первый статьи 80 ТК РФ).

        По направлению «Рабочее время и время отдыха»:

  • о времени начала отпуска работники в проверяемом периоде извещались под роспись позднее чем за две недели до его начала (абзац третий статьи 123 ТК РФ);
  • ежегодный график отпусков не утверждался работодателем (абзац первый статьи 123 ТК РФ);
  • не предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск работникам в течение двух лет подряд (абзац седьмой статьи 124 ТК РФ);
  • работникам инвалидам не предоставлялся ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (абзац пятый статьи 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • в Правилах внутреннего трудового распорядка не устанавливалось время предоставления перерыва в работе и его конкретная продолжительность; не предусматривалась пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (статья 100, абзац второй статьи 108 ТК РФ);
  • работодателем в Правилах внутреннего трудового распорядка не устанавливался режим работы с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников (статья 101 ТК РФ);
  • работодателем утвержденные графики сменности для работников, осуществляющих трудовую деятельность в сменном режиме и доводились до их сведения позднее чем за один месяц до введения их в действие (абзацы второй и четвёртый статьи 103 ТК РФ);
  • в Правилах внутреннего трудового распорядка не устанавливался учётный период и порядок ведения суммированного учёта рабочего времени (статья 104 ТК РФ);
  • режимом рабочего времени, установленным Правилами внутреннего трудового распорядка, не указывалась продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов в работе для определённых категорий сотрудников , а также перечень работ, на которых нанят работник (статья 109 ТК РФ);
  • в соответствии с Коллективным договором, работникам с ненормированным рабочим днём не предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (абзац первый статьи 119 ТК РФ).

        По направлению «Трудовой распорядок. Дисциплина труда»:

  • работодателем не требовались письменные объяснения с работника до применения дисциплинарного взыскания, по истечению двух рабочих дней после предоставления работником письменных объяснений не составлялся соответствующий акт, приказ о применении дисциплинарного взыскания не объявлялся работнику  в течение трёх рабочих дней со дня его издания (абзацы первый и шестой статьи 193 ТК РФ).

        По направлению «Проведение специальной оценки условий труда»:

  • работодателем не организовывалось  ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчёта специальной оценки условий труда (пункт 4 части 2 статьи 4, части 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» (далее – Федеральный закон №426-ФЗ);
  • специальная оценка условий труда на рабочих местах проводилась реже, чем один раз в пять лет (часть 4 статьи 8 Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда»);
  • работодателем не утверждался  график проведения специальной оценки условий труда (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • у работодателя отсутствовал перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, утверждённый комиссией по проведению специальной оценки условий труда специальной оценки условий труда, до начала проведения специальной оценки условий труда (часть 5 статьи 9 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • работодателем не подавалась  декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • работодателем не размещались в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводные данные (отчёт) о результатах проведения специальной оценки условий труда в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 15  Федерального закона № 426-ФЗ);
  • работодателем не представлялись подтверждения направления уведомления в течение трёх рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда организации, проводившей специальную оценку (пункт 5.1 статьи 15 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • работодателем не проводилась внеплановая специальная оценка условий труда в течение 12 месяцев при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ).

        По направлению «Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»:

  • отсутствовали сертификаты и декларации соответствия средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ (пункт 8 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказ
  • от 01.06.2009 №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»).

Сводный отчёт о проведении мероприятий

 по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Ульяновской области за 2023 год

В соответствии с Законом Ульяновской области от 02.05.2012 № 46-ЗО «О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Ульяновской области» (в ред. Закона Ульяновской области от 22.11.2019 № 135-ЗО, от 30.10.2023 № 126-ЗО) (далее – Закон № 46-ЗО) исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее – уполномоченные органы) в 2023 году осуществлялись мероприятия по ведомственному контролю в подведомственных им организациях.

В целом уполномоченными органами проведено 114 проверок по вопросу соблюдения трудового законодательства в подведомственных организациях. Из них 112 проверок плановых (38 – документарных, 74 – выездных). На основании обращений граждан и организаций проведено 2 внеплановые проверки, из них 1 проверка внеплановая документарная, 1 проверка внеплановая выездная.

Плановые проверки осуществлялись по следующим основаниям:

  • истечение трёх лет со дня государственной регистрации – 6 подведомственных учреждений;
  • истечение трёх лет со дня проведения последней плановой проверки – 108 организаций.

Количество организаций, в которых выявлены нарушения в ходе проверок – 92.

По результатам проверок, проведённых в рамках ведомственного контроля, оформлено 114 актов, в которых зафиксировано 1021 нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – нарушения).

Основные направления трудового законодательства, по которым выявлено наибольшее количество нарушений:

  • это иные требования трудового законодательства – 508 нарушений (49,8 % от выявленных нарушений), в которые вошли - несвоевременная оплата сумм отпускных;
  • не произведение расчёта работнику в день прекращения трудового договора, задержка оплаты отпуска и выплат при увольнении;
  • неправомерное продление срочных трудовых договоров;
  • не актуализация правил внутреннего трудового распорядка; отсутствие объяснений работников и документов административных расследований при наложении дисциплинарных взысканий и другое.

Соблюдение общих требований в сфере охраны труда – 299 нарушений (29,2% от выявленных нарушений).

Соблюдение общих требований по установлению режима работы и учёту рабочего времени – 116 нарушений (11,4% от выявленных нарушений).

Организация и ведение кадрового делопроизводства – 68 нарушений (6,7% от выявленных нарушений).

Соблюдение общих требований по установлению и выплате заработной платы и правомерного её удержания – 30 нарушений (2,9% от выявленных нарушений).

По итогам проведённых проверок определены сроки по устранению выявленных нарушений и замечаний. 1016 нарушений были устранены в срок, по 5 нарушениям срок устранения установлен на 2024 год.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона № 46-ЗО уполномоченными органами направлялись копии актов проверки в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области и в Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (далее – ГИТ, Агентство).

Агентство в соответствии со статьёй 6 Закона № 46-ЗО  осуществляет учёт информационных сообщений и актов проверок по ведомственному контролю, поступающих от уполномоченных органов, и ежеквартально осуществляет сверку об их поступлении с ГИТ. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о ненаправлении уполномоченным органом копии акта проверки в ГИТ, Агентство направляет имеющуюся в его распоряжении копию акта проверки в ГИТ. В течение года проведено 4 сверки, по результатам которых в ГИТ направлено дополнительно 12 актов.

По поступившим в ГИТ актам проверок 100 организациям выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства.

В 2023 году по результатам проверок было привлечено к дисциплинарной ответственности 5 должностных лиц учреждений Министерства социального развития Ульяновской области.

Вместе с тем, анализ проведения ведомственного контроля показал, что уполномоченными органами не в полной мере проводятся мероприятия по ведомственному контролю согласно Закону №46-ЗО. Информация в ГИТ и в Агентство предоставляется уполномоченными органами не по всем проведённым проверкам и зачастую несвоевременно. Оставляет желать лучшего качество самих актов проверок.

В целях совершенствования системы ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Агентством в период с августа 2023 года по январь 2024 года была проведена оптимизация процесса «Реализация Закона Ульяновской области от 02.05.2012 № 46-ЗО «О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Ульяновской области».

В ходе картирования текущего состояния процесса и его диагностики были выявлены и другие проблемы, которые   приводили к неэффективному контролю за соблюдением трудового законодательства - низкое качество проводимых проверок и результатов их оформления, не в полном объёме выполнения утверждённых планов проверок, подмена ведомственного контроля в сфере труда контрольно-ревизионным контролем.

В целях решения проблем Агентством был подготовлен и утверждён план мероприятий оптимизации проекта. По итогам реализации плана были выполнены следующие мероприятия:

1. Разработаны: методические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля; форма отчёта уполномоченного органа по проведению ведомственного контроля; проверочные листы (перечень контрольных вопросов) для осуществления ведомственного контроля; шаблон акта проверки;

2. Усовершенствован учёт полученных информационных сообщений (актов проверок) в Агентстве (разработан и утверждён приказ Агентства  

от 18.04.2023 № 11-п «О внесении изменения в приказ Агентства

от 16.03.2020 № 7-п».

3. Подготовлены изменения в Закон № 46-ЗО в редакции Закона Ульяновской области от 30.10.2023 № 126-ЗО «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Ульяновской области» в целях устранения коррупционной составляющей. Конкретизированы основания для принятия уполномоченными органами решения об отказе в проведении внеплановой проверки соблюдения в подведомственных им организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, тем самым устранив такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).

Кроме того, в новой редакции изложены пункты 1 и 2 части 41 статьи 6 Закона № 46-ЗО, в которых предусмотрены случаи, при которых руководитель уполномоченного органа принимает решение об удовлетворении возражений в отношении акта проверки полностью или в части либо об отказе в удовлетворении возражений. 

01.12.2023 на заседании областной межведомственной комиссии по охране труда рассмотрен вопрос по оптимизации процесса реализации Закона Ульяновской области о порядке осуществления ведомственного контроля.

Протоколом от 01.12.2023 № 2 заседания областной межведомственной комиссии по охране труда  утверждены: «Методические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Ульяновской области», формы проверочных листов, форма отчёта уполномоченного органа.

Агентством утверждённые методические материалы направлены в исполнительные органы Ульяновской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Исполнительным органам Ульяновской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано:

  • использовать в работе при проведении ведомственного контроля методические рекомендации и добиваться повышения качества проводимых проверок и оформления результатов проверки, усиления их результативности, безусловного устранения выявленных нарушений;
  • предусмотреть проведение контрольных проверок по устранению ранее выявленных нарушений;
  • привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, по результатам проведённых проверок;
  • своевременно информировать руководителей подведомственных учреждений об изменениях в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах;
  • в строгом соответствии с частью 5 статьи 6, частью 2 статьи 8 Закона №46-ЗО соблюдать сроки предоставления в Агентство, в ГИТ информации о ходе реализации Закона №46-ЗО, об осуществлении и эффективности ведомственного контроля.

Администрациям муниципальных образований «Николаевский район», «Карсунский район» рекомендовано организовать в 2024 году проведение ведомственного контроля в соответствии с Законом № 46-ЗО и обеспечивать дальнейшее проведение проверок подведомственных организаций не реже одного раза в 3 года.

 

 

Руководитель Агентства                                                             П.Н.Калашников